"Эксперименториум"

воспитатель первой категории Овчинникова Оксана Владимировна.
воспитатель первой категории
Овчинникова Оксана Владимировна

Структура экспериментально-исследовательской деятельности

Совместная деятельность   по  экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:  
 - с детьми младшей группы – 1 раз в неделю по 10 – 15 минут;
- с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения: 
- постановка, формирование проблемы;
- выдвижение пердположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов; выводы;
-  фиксация результатов 

Программа занятий

Учебный план

Модуль 1 «Юные исследователи»

(первый год обучения 3-4 года)

Дата

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Чудесный мешочек»

Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру                                 поверхности); познакомить с охраной органов

чувств.

1

2 неделя

«Узнаем,        какая вода»

Выявить          свойства                        воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества); развивать         любознательность,

мышление.

1

3 неделя

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается,

мокрый темнее сухого).

1

4 неделя

«Поиграем           с ветерком»

Обнаружить движение воздуха в природе;                               способствовать развитию речи, мышления; воспитание любознательности,

наблюдательности.

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Волшебные дощечки»

Ознакомление     с                         некоторыми свойствами   дерева   (твёрдое,  не

ломается, лёгкое, не тонет).

1

2 неделя

«Легкий                -

тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие     и     тяжелые,                научить

определять    вес     предметов    и группировать предметы по весу.

1

3 неделя

«Найди по звуку»

Определять         и          различать

издаваемые шумовые звуки

1

4 неделя

«Глина:               ее

свойства               и качества»

Познакомить   детей    с                         глиной, выявить ее свойства.

1

Итого за месяц

4

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Горячо                -

холодно»

Научить             определять температурные качества веществ и           предметов;                    развитие познавательной активности детей

в процессе экспериментирования; воспитывать аккуратность.

1

2 неделя

«Вкусная водичка»

Дать  представление  о   том,          что некоторые вещества, растворяясь,

могут передавать воде свой вкус.

1

3 неделя

«Окрашивание воды»

Выявить свойство воды и красок (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются                                   окрашенные вещества), способность красок растворятся в воде и изменять её

цвет.

1

4 неделя

«Игры                 с

соломинкой»

Дать  представление  о   том,          что люди дышат воздухом, вдыхая его

легкими;          воздух                        можно почувствовать и увидеть.

1

Итого за месяц

4

ЯНВАРЬ

2 неделя

«Снег, какой он»

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий,

тает в тепле).

1

3 неделя

«Как     из      снега получить воду»

Формировать              простейшие

представления о свойствах снега (тает в тепле).

1

4 неделя

«Как                воду

превратить в лед»

Познакомить со свойствами воды

(превращается в лед при низких температурах).

1

Итого за месяц

3

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить   с    тем,   что   вода

замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

1

2 неделя

«Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда

(лед-это твердая вода, в тепле лед

1

тает),        учить       устанавливать

простейшие закономерности

3 неделя

«Ветер   по               морю гуляет»

Познакомить    детей     с                          таким природным явлением, как ветер,

научить различать его силу.

1

Итого за месяц

3

МАРТ

1 неделя

«Бумага:             ее

качества               и

свойства»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину,                                впитывающую

способность) и свойства.

1

2 неделя

«Посадка лука»

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и

развития растений.

1

3 неделя

«Свойства

магнита»

Выяснить,     все      ли     металлы

притягивает магнит.

1

4 неделя

«Древесина,        ее

качества               и

свойства»

Познакомить детей со свойствами дерева Учить узнавать предметы, сделанные из дерева; формировать умение определять его качества;

уточнить представление детей о том, что можно делать из дерева.

1

Итого за месяц

4

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Дать представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от

зеркальной поверхности.

1

2 неделя

«Веточка березы»

Наблюдать       за                    появлением листочков                    на   веточках                    березы,

поставленных в воду.

1

3 неделя

«Что в пакете»

Знакомство       со        свойствами

воздуха.

1

4

неделя

Развлечение

«Маленькие волшебники» (открытое занятие            для

родителей)

Развитие            интереса             к познавательно-исследовательской деятельности.

1

Итого за учебный год

26

МОДУЛЬ 2 «ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ»

(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 4-5 ЛЕТ)

Время проведения

Вид эксперимента

Тема (метод. литер.)

Задачи

Октябрь

  1. Экспериментиров ание с воздухом.
  2. Экспериментиров ание с воздухом
  3. Экспериментиров ание с тканью
  4. Экспериментиров ание с воздухом

«Поиск воздуха»

(2, с.30, 31; 3, с.63)

«Летающие семена»

(2, с.74)

«Ткань,         ее качества и

свойства»     (2, с.17)

«Загадочные пузырьки.

Морской бой» (2, с. 31,32)

  1. Учить доказывать при помощи предоставленных предметов, что внутри и вокруг нас есть воздух, что     воздух    занимает место.

Формировать представление              о значении   воздуха                     для практических         целей человека.

  1. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение           сравнивать семена растений (клена, березы          и          др.), воспитывать интерес к изучению растений.
  2. Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.          Создание коллекции ткани.
  3. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Ноябрь

1.Экспериментиров ание

со светом и тенью 2.Экспериментиров ание

с бумагой 3.Экспериментиров ание

с резиной 4.Экспериментиров

«Солнце. Свет.

Теневой театр»

(2, с.35,37)

«Игрушки     из бумаги»

(2, с.52)

«Резина.       Ее качества и свойства»

  1. Познакомить с источниками          света, принадлежащими         к

рукотворному              и природному          миру. Создать с помощью теней образы.

  1. Продолжать знакомить                    со

свойствами и качеством

ание

с материалом

(2, с. 48)

«Зачем зайчику другая шубка» (2, с. 24)

бумаги (мнется, рвется, режется,                        горит, намокает); учить видеть возможности преобразования объекта. 3.Узнавать               вещи       из резины,  познакомить  с областью применения.

4.Выявить                    зависимость изменений      в                    жизни

животных от изменений в неживой природе.

Декабрь

1.Упражнения на определение                       вкуса и

запаха. 2.Экспериментиров ание

с магнитом 3.Экспериментиров ание

с металлом 4.Экспериментиров ание

с водой

«Умный нос и язычок- помощник»  (2, с.44-45)

«Волшебная рукавичка» (2, с.38)

«Металл,     его качества и свойства»

(2, с.48)

«Изготовление цветных льдинок.

Украсим елочку»

(2, с.28, 49)

Познакомить               со строением носа и языка, их                      значением. Упражнять                    в

определении вкуса и запаха.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Узнавать    предметы                из метала,               определять               его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (металлический               блеск, теплопроводность)

Выявить свойства и качества                                              воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать                             форму

емкости, в которой находится).

Январь

1.Экспериментиров

«Волшебный

Доказать,    что    только

ание

театр» (2,

предметы    из    металла

с магнитом

с.38,39)

взаимодействуют          с магнитом

2.Экспериментиров ание

с пластмассой

«Пластмасса. Ее   качества  и свойства» (2, с.

49)

Научить узнавать вещи из                    пластмассы, определять свойства,

3.Экспериментиров ание

с водой

«Нужен                      ли зимой растениям снег?»

(2, с. 21)

Познакомить с областью применения.

Подтвердить необходимость

некоторых изменений в природе.

Февраль

1.Экспериментиров ание

со звуком 2.Экспериментиров ание

с растениями 3.Экспериментиров ание

с материалом

«Откуда берется голос?» (2, с.41)

«Чудеса в мире растений

» (2, 65)

«             Почему птицы умеют летать?»       (2, с.26)

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Дать теоретические, практические умения и навыки                                    по

вегетативному размножению                       растений (черенками)                       закреплять навыки        ухода                    за комнатными растениями.

Найти                    особенности внешнего    вида                    птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

Март

1.Экспериментиров ание

с семенами

«Где прячутся детки?», «У кого какие детки?» (2, с.

19)

«Испарение воды»              (стирка и           глажение белья) (3, с.39)

«Как развивается растение?»                     (2,

с. 20)

Посев     семян астр.

Выделить ту часть растений, из которой могут появиться новые растения.

2.Экспериментиров ание

Выделить                              общее строение семян

с водой

3.Экспериментиров ание

с семенами.

Формировать представления                                      об испарении                               воды. Развитие способностей к преобразованию.

4.Экспериментиров ание

Выделить                              циклы развития растения

с растениями

Установить зависимость

«Что                любят растения?

Укоренение черенка»

(2, с.20)

роста      и               состояния растения от ухода за ним

Апрель

1.

«Почему    тает снег»

(2, с.22)

(«Где             быстрее растает снег?»)

«Где     быстрее наступит весна»

(2, с.22)

«Твердое        – жидкое»

(3, с. 22)

Установить зависимость

Экспериментирова

изменений в природе от

ние

сезона.

со снегом

Установить зависимость

2.Экспериментиров

изменений в природе от

ание

сезона.

со снегом

Формировать

3.Экспериментиров

представления              о

ание

твердых    веществах    и

с водой и льдом

жидких.           Развивать

4.Экспериментиров

умение           наблюдать,

ание

сравнивать           разные

с материалами

состояния вещества.

Формирование действий

превращения

Познакомить                 с

некоторыми свойствами

стекла.   Учить узнавать

вещи, изготовленные из

стекла.

Итого

год

за

26 занятий

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie