"Эксперименториум"
Структура экспериментально-исследовательской деятельности
Совместная деятельность по экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:
- с детьми младшей группы – 1 раз в неделю по 10 – 15 минут;
- с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- постановка, формирование проблемы;
- выдвижение пердположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов; выводы;
- фиксация результатов
Программа занятий
Учебный план
Модуль 1 «Юные исследователи»
(первый год обучения 3-4 года)
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Кол-во занятий |
ОКТЯБРЬ |
|||
1 неделя |
«Чудесный мешочек» |
Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности); познакомить с охраной органов чувств. |
1 |
2 неделя |
«Узнаем, какая вода» |
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества); развивать любознательность, мышление. |
1 |
3 неделя |
«Свойства песка» |
Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). |
1 |
4 неделя |
«Поиграем с ветерком» |
Обнаружить движение воздуха в природе; способствовать развитию речи, мышления; воспитание любознательности, наблюдательности. |
1 |
Итого за месяц |
4 |
||
НОЯБРЬ |
|||
1 неделя |
«Волшебные дощечки» |
Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет). |
1 |
2 неделя |
«Легкий - тяжелый» |
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. |
1 |
3 неделя |
«Найди по звуку» |
Определять и различать издаваемые шумовые звуки |
1 |
4 неделя |
«Глина: ее свойства и качества» |
Познакомить детей с глиной, выявить ее свойства. |
1 |
Итого за месяц |
4 |
||
ДЕКАБРЬ |
|||
1 неделя |
«Горячо - холодно» |
Научить определять температурные качества веществ и предметов; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; воспитывать аккуратность. |
1 |
2 неделя |
«Вкусная водичка» |
Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. |
1 |
3 неделя |
«Окрашивание воды» |
Выявить свойство воды и красок (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества), способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. |
1 |
4 неделя |
«Игры с соломинкой» |
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. |
1 |
Итого за месяц |
4 |
||
ЯНВАРЬ |
|||
2 неделя |
«Снег, какой он» |
Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). |
1 |
3 неделя |
«Как из снега получить воду» |
Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). |
1 |
4 неделя |
«Как воду превратить в лед» |
Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). |
1 |
Итого за месяц |
3 |
||
ФЕВРАЛЬ |
|||
1 неделя |
«Изготовление цветных льдинок» |
Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. |
1 |
2 неделя |
«Свойства льда» |
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед |
1 |
тает), учить устанавливать простейшие закономерности |
|||
3 неделя |
«Ветер по морю гуляет» |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. |
1 |
Итого за месяц |
3 |
||
МАРТ |
|||
1 неделя |
«Бумага: ее качества и свойства» |
Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства. |
1 |
2 неделя |
«Посадка лука» |
Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
1 |
3 неделя |
«Свойства магнита» |
Выяснить, все ли металлы притягивает магнит. |
1 |
4 неделя |
«Древесина, ее качества и свойства» |
Познакомить детей со свойствами дерева Учить узнавать предметы, сделанные из дерева; формировать умение определять его качества; уточнить представление детей о том, что можно делать из дерева. |
1 |
Итого за месяц |
4 |
||
АПРЕЛЬ |
|||
1 неделя |
«Здравствуй, солнечный зайчик» |
Дать представление о том, что “солнечный зайчик” – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
1 |
2 неделя |
«Веточка березы» |
Наблюдать за появлением листочков на веточках березы, поставленных в воду. |
1 |
3 неделя |
«Что в пакете» |
Знакомство со свойствами воздуха. |
1 |
4 неделя |
Развлечение «Маленькие волшебники» (открытое занятие для родителей) |
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности. |
1 |
Итого за учебный год |
26 |
МОДУЛЬ 2 «ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ»
(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 4-5 ЛЕТ)
Время проведения |
Вид эксперимента |
Тема (метод. литер.) |
Задачи |
Октябрь |
|
«Поиск воздуха» (2, с.30, 31; 3, с.63) «Летающие семена» (2, с.74) «Ткань, ее качества и свойства» (2, с.17) «Загадочные пузырьки. Морской бой» (2, с. 31,32) |
Формировать представление о значении воздуха для практических целей человека.
|
Ноябрь |
1.Экспериментиров ание со светом и тенью 2.Экспериментиров ание с бумагой 3.Экспериментиров ание с резиной 4.Экспериментиров |
«Солнце. Свет. Теневой театр» (2, с.35,37) «Игрушки из бумаги» (2, с.52) «Резина. Ее качества и свойства» |
рукотворному и природному миру. Создать с помощью теней образы.
свойствами и качеством |
ание с материалом |
(2, с. 48) «Зачем зайчику другая шубка» (2, с. 24) |
бумаги (мнется, рвется, режется, горит, намокает); учить видеть возможности преобразования объекта. 3.Узнавать вещи из резины, познакомить с областью применения. 4.Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
|
Декабрь |
1.Упражнения на определение вкуса и запаха. 2.Экспериментиров ание с магнитом 3.Экспериментиров ание с металлом 4.Экспериментиров ание с водой |
«Умный нос и язычок- помощник» (2, с.44-45) «Волшебная рукавичка» (2, с.38) «Металл, его качества и свойства» (2, с.48) «Изготовление цветных льдинок. Украсим елочку» (2, с.28, 49) |
Познакомить со строением носа и языка, их значением. Упражнять в определении вкуса и запаха. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (металлический блеск, теплопроводность) Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится). |
Январь |
1.Экспериментиров |
«Волшебный |
Доказать, что только |
ание |
театр» (2, |
предметы из металла |
|
с магнитом |
с.38,39) |
взаимодействуют с магнитом |
|
2.Экспериментиров ание с пластмассой |
«Пластмасса. Ее качества и свойства» (2, с. 49) |
Научить узнавать вещи из пластмассы, определять свойства, |
3.Экспериментиров ание с водой |
«Нужен ли зимой растениям снег?» (2, с. 21) |
Познакомить с областью применения. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. |
|
Февраль |
1.Экспериментиров ание со звуком 2.Экспериментиров ание с растениями 3.Экспериментиров ание с материалом |
«Откуда берется голос?» (2, с.41) «Чудеса в мире растений » (2, 65) « Почему птицы умеют летать?» (2, с.26) |
Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде |
Март |
1.Экспериментиров ание с семенами |
«Где прячутся детки?», «У кого какие детки?» (2, с. 19) «Испарение воды» (стирка и глажение белья) (3, с.39) «Как развивается растение?» (2, с. 20) Посев семян астр. |
Выделить ту часть растений, из которой могут появиться новые растения. |
2.Экспериментиров ание |
Выделить общее строение семян |
||
с водой 3.Экспериментиров ание с семенами. |
Формировать представления об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. |
||
4.Экспериментиров ание |
Выделить циклы развития растения |
||
с растениями |
Установить зависимость |
«Что любят растения? Укоренение черенка» (2, с.20) |
роста и состояния растения от ухода за ним |
|||
Апрель |
1. |
«Почему тает снег» (2, с.22) («Где быстрее растает снег?») «Где быстрее наступит весна» (2, с.22) «Твердое – жидкое» (3, с. 22) |
Установить зависимость |
|
Экспериментирова |
изменений в природе от |
|||
ние |
сезона. |
|||
со снегом |
Установить зависимость |
|||
2.Экспериментиров |
изменений в природе от |
|||
ание |
сезона. |
|||
со снегом |
Формировать |
|||
3.Экспериментиров |
представления о |
|||
ание |
твердых веществах и |
|||
с водой и льдом |
жидких. Развивать |
|||
4.Экспериментиров |
умение наблюдать, |
|||
ание |
сравнивать разные |
|||
с материалами |
состояния вещества. |
|||
Формирование действий |
||||
превращения |
||||
Познакомить с |
||||
некоторыми свойствами |
||||
стекла. Учить узнавать |
||||
вещи, изготовленные из |
||||
стекла. |
||||
Итого год |
за |
26 занятий |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника